Словарь терминов точного земледелия

DOP (от англ. Dilution of Precision — «снижение точности») или GDOP (от англ. Geometric Dilution of Precision — «геометрическое снижение точности») — термин, применяемый в области GPS для параметрического описания геометрического взаиморасположения спутников относительно антенны приёмника. В случае, когда спутники находятся слишком близко друг к другу в области видимости, говорят о «слабой» геометрии расположения (высоком значении DOP), и, наоборот, при достаточной удалённости геометрию считают «сильной» (низкое значение DOP). Термин может применяться не только в спутниковом позиционировании, но и в других системах локации, включающим другие, географически разнесённые станции.

e-Dif — запатентованная технология вычисления поправок, которая в течение 10 минут анализирует текущее состояние спутников GPS в данной точке, где работает трактор, строит так называемую «виртуальную базовую станцию» и относительно нее выдает корректирующие поправки. Эти поправки действуют в течение 2-3 часов. Системы, работающие на базе e-Dif, хорошо себя зарекомендовали в России, они обеспечивают точность вождения 15-30 см (междурядья).

EGNOS (Европейская геостационарная служба навигационного покрытия) — первая общеевропейская система спутниковой навигации, аналог американской системы WAAS. EGNOS создана с целью улучшения работы систем GPS, ГЛОНАСС и Galileo на территории Европы. Зона действия EGNOS распространяется на всю Европу, север Африки и небольшую европейскую часть России. Использование данного типа поправки позволяет достигать точности до 1,5 метров. Cистема EGNOS пока не имеет наземных станций в России, что означает невозможность применения системы на большей части территории страны.

Glide/ClearPath — запатентованная технология вычисления поправок, в которой используется программа, объединяющая определение местоположения по коду сигнала GPS на частоте L1 и результаты измерения фазы сигнала L1 и гарантирующая тем самым высококачественное GPS-позиционирование. Использование технологии ClearPath уменьшает количество скачков при позиционировании, а также обеспечивает хорошую точность от прохода к проходу, которая необходима при выполнении большинства сельскохозяйственных работ с применением GPS. Производителем заявлена точность 25 см в течение 15 минут. На практике, так же, как и в e-Dif, данный тип поправки обеспечивает очень гладкую траекторию в течение длительного времени.

GPS/ГЛОНАСС — одновременная поддержка прибором двух типов спутниковых систем навигации: GPS и ГЛОНАСС. GPS (Глобальная система позиционирования) — это спутниковая система навигации, разработанная Министерством обороны США. Позволяет определить местоположение и скорость объекта в любой точке земного шара. ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) — спутниковая система, разработанная по заказу Министерства обороны СССР. Принцип измерения аналогичен американской системе навигации GPS.

OmniSTAR (Омнистар) — платный тип поправок. OmniSTAR предлагает три уровня DGPS поправок: VBS, HP и XP. Поправка OmniSTAR VBS обеспечивает точность прохождения параллельных рядов ±20 см, стабильна во времени, после включения аппаратуры не требуется ожидание набора точности. Поправка OmniSTAR HP/XP — это, по сути, две разновидности одной поправки. OmniSTAR HP действует только на европейской части России, с точностью 5-10 см, а OmniSTAR XP — на остальной территории России, обеспечивая точность от 8 до 12 см. Кроме этого, дифференциальные поправки OmniSTAR делятся на группы по величине охвата территории. Существует локальный сервис (так называемая сельскохозяйственная лицензия), действующий в радиусе 100 км от точки, указанной пользователем, и региональный — действующий в радиусе примерно 500 км.

OnPath — запатентованная технология вычисления поправок на базе специального математического фильтра, который определяет и исправляет внезапные броски текущих координат, увеличивая точность. При работе со встроенной коррекцией GPS-координат OnPath производителем гарантируется точность не хуже 40 см в течение 15-20 минут.

StarFire (Старфайр) — фирменная спутниковая система передачи дифпоправок компании John Deere представлена бесплатной поправкой SF1 которая обеспечивает точность в пределах 23 см. и платной поправкой SF2 обеспечивающей точность в пределах 5 см.

Автопилот гидравлический — система автоматического подруливания при обработке полей. Установка данного типа автопилотов осуществляется путем встраивания в гидравлическую систему трактора или комбайна. Преимущество автопилотов заключается в особо точном вождении — до 2,5 см.

Автопилот электрический — тип системы автоматического подруливания, который соединяется с системами самого трактора через CAN-шину и через нее передает управляющие сигналы на агрегаты. Для установки электрического автопилота трактор должен быть оборудован такими агрегатами, CAN-шиной и соответствующим программным обеспечением. При использовании автопилотов перекрытия и огрехи при севе или обработке растений снижаются до нескольких сантиметров. В результате повышается скорость обработки полей (автопилоты поддерживают работу на скоростях до 30 км/ч), снижаются затраты семян, удобрений, фунгицидов, гербицидов, горючего и т. д.

Агрессивность/Чувствительность автопилота — время реакции системы автопилотирования трактора на уход антенны (то есть машины, что в данном случае одно и то же) с заданного курса. Чем выше чувствительность, тем быстрее и резче реакция, в предельном случае возможна тряска. Однако при малых значениях чувствительности реакция автопилота будет «вялой», что иногда даёт неудовлетворительные результаты, особенно в режиме «параллельных прямых A–Б», когда важно «не навилять» и сделать загонки прямыми без пропусков и перекрытий. Настройки чувствительности индивидуальны для каждой машины и зависят от марки и модели трактора, типа навесного оборудования, погодных условий, допуска по межрядовому перекрытию.

Базовая линия/линия «АБ» — первая «эталонная» линия, которая устанавливается в память системы параллельного вождения или автопилота фиксированием точки А в начале рядка и, после перемещения машины в конец этого же рядка, фиксированием точки Б. Линия А–Б служит для прокладки маршрута системы параллельного вождения и автопилота — после фиксации точки Б система параллельного вождения или автопилот «проложит маршрут» — отобразят на дисплее системы параллельные базовой А–Б прямые или кривые линии с заданной шириной захвата орудия. Также дисплей покажет положение машины и номер рядка, на которой она находится (справа от базовой линии размерность номера загонки имеет вид «1, 2, 3, 4…», слева — «-1, -2, -3, -4…»). Параллельные линии «откладываются» с заранее введённым в настройки системы расстоянием, которое равно ширине захвата орудия или прицепного агрегата. Таким образом, при движении по маршруту система параллельного вождения подсказывает направление вращения руля с тем, чтобы ровно вести машину по рядку, а автопилот «подруливает» самостоятельно. Поэтому обработка поля получается без пропусков и перекрытий и определяется, в основном, точностью позиционирования имеющегося GPS/GLONASS-приёмника.

Базовая станция РТК (от англ. Real Time Kinematic — «движение в реальном времени») — специальный спутниковый приёмник, совмещённый с радиомодемом, и предназначенный для уменьшения погрешности спутникового позиционирования GPS/GLONASS, вплоть до 1 см и лучше, путём вычисления и передачи корректирующего сигнала, который принимают специальные абонентские GPS/GLONASS-приёмники и автопилоты (называемые также «роверы»).

Вешкование базовой линии — установка на местности специальных маркеров-вешек, чтобы иметь возможность от года к году проезжать по одним и тем же рядкам. Такая потребность обычно связана с агротехнологиями, применяемыми в данном хозяйстве.

Высокочастотный кабель — специальный кабель, также называемый «коаксиальный» или «коаксиал», состоящий из соосно размещённых в одной оболочке центрального проводника и экрана-оплётки. Этот кабель предназначен для передачи высокочастотных сигналов, обычно от антенны к приёмнику. В связи с этим его иногда называют просто «антенным кабелем». Повреждение оплётки или кабеля может послужить причиной пропадания сигнала GPS/GLONASS на приёмнике.

Датчик расхода топлива определяет количество топлива, израсходованного двигателем транспортного средства. Это — наиболее точный вид датчиков, используемых в системах мониторинга транспортных средств, а также в системах контроля расхода топлива.

Датчик урожайности — это устройство, которое устанавливается на комбайны и позволяет определять урожайность зерна с единицы площади, с привязкой к местности и с учётом влажности зерна. В состав датчика урожайности входит GPS-приёмник, оптический датчик объёма и датчик определения влажности. Применение датчиков урожайности позволяет создавать электронные карты урожайности, которые в свою очередь позволяют оптимизировать расходы на удобрения и повысить урожайность.

Динамическая точность — термин, определяющий точность между смежными точками в ограниченный период времени. Понятие динамической точности обычно используется при эксплуатации систем параллельного вождения без дифпоправок, на базе встроенных алгоритмов усреднения координат (e-Dif, GL1DE, OnPath и др.). При этом производитель навигационного оборудования заявляет о том, что точность определения смежных точек составляет, например, 25 см на протяжении двадцати минут при условии обзора 95% горизонта.

Дифференциальная коррекция/поправка — это данные, поступающие на GPS-приёмник, с целью повышения точности определения местоположения объекта. Использование дифференциальной поправки (дифпоправки) позволяет уменьшить степень погрешности в приёме сигнала, поступающего со спутника на GPS-приёмник. Существуют два класс дифпоправок: бесплатные поправки и платный сервис, предоставляемый по подписке.

Дифференциальный сервис — услуга по предоставлению дифференциальной поправки, обеспечивающая получение дополнительных данных, уточняющих местоположение GPS-приёмника.

Дифференцированное внесение — процесс внесения жидких и твердых удобрений и ядохимикатов по полю, в соответствии с технологической картой, с целью уменьшения расхода удобрений и увеличения урожайности.

Зона разворота — расстояние на плоскости необходимое для разворота транспортного средства на 180º в т.ч. с прицепным устройством. Также зоной разворота в земледелии называют полосу по периметру поля, на которой разворачивается техника при выполнении обработки.

Инклинометр/Компенсатор угла — прибор, предназначенный для измерения угла наклона различных объектов, относительно гравитационного поля Земли. Помимо собственно величины угла наклона может измеряться его направление — азимут. В точном земледелии инклинометр используется для устранения помех вождения транспортных средств оснащённых системой автопилотирования на наклонных поверхностях.

Карта агрохимобследования — карта поля, на которой отображаются данные о содержании питательных веществ и химических элементов в почве по результатам отбора проб почвы с последующим их лабораторным анализом. Карты агрохимобследования позволяют оптимизировать затраты на удобрения и при использовании технологий дифвнесения добиться максимальной урожайности.

Карта урожайности — карта поля, на которую наносится информация об урожайности в каждой конкретной точке. Карта урожайности создаются на основании данных полученных с датчиков урожайности установленных на комбайнах. Картирование урожайности является альтернативой или дополнением к технологии агрохимобследования и позволяет снизить затраты и повысить урожайность за счёт оптимизации внесения удобрений.

Курсоуказатель (система параллельного вождения) — устройство, предназначенное для повышения точности выполнения сельскохозяйственных работ. Курсоуказатели позволяют работать без огрехов и перекрытий, помогают снизить затраты на топливо и сигнальщиков. Использование курсоуказателей способствует снижению утомляемости водителя, что существенно повышает качество сельскохозяйственных работ.

Маркеры — элементы почвообрабатывающего оборудования которые нарезают след на почве для того чтобы механизатор мог визуально ориентироваться при обработке смежных рядов. На бесконтактном оборудовании, например на опрыскивателях могут устанавливаться пенные маркеры которые помечают край прохождения штанги опрыскивателя хлопьями пены (технология неприменима в ветреную погоду и ночью). Технология использования маркеров теряет свою актуальность при современном развитии технологий спутниковой навигации и автопилотирования.

Межрядовые перекрытия — зона повторной обработки при возделывании смежных рядов. Межрядовые перекрытия могут быть минимизированы или сведены к нулю при использовании систем параллельного вождения или автопилотирования.

Минимальная обработка — по технологии минимальной обработки почвы вспашка заменяется на неглубокую культивацию. Органический материал (перегной, компост, удобрения из листьев и грибов, старой соломы и т. д.) добавляется в почву на глубину 5-10 сантиметров, где дальше образованию питательных веществ помогают черви, насекомые и микроорганизмы. Черви роют туннели, через которые кислород и вода поступает к корням (аэрация и дренаж), а их выделения слепляют мелкие частицы почвы. Эта природная биосфера хорошо сохраняется, и однолетние растения питаются от верхнего плодородного слоя.

Мониторинг погоды — технология применения информации о погоде в защите урожая. Комбинация измерений погодных условий с научными данными об условиях, при которых развиваются заболевания, позволяет обеспечить защиту наиболее важных культур от большинства заболеваний, благодаря чему урожайность остается высокой, а уровень потерь сводится к минимуму.

Нулевая обработка — современная система земледелия, при которой почва не обрабатывается, а ее поверхность укрывается специально измельчёнными остатками растений — мульчей. Поскольку верхний слой почвы не рыхлится, такая система земледелия предотвращает водную и ветровую эрозию почвы, а также значительно лучше сохраняет воду. Нулевая обработка почвы — современная сложная система земледелия, которая требует специальной техники и соблюдения технологий и отнюдь не сводится к простому отказу от пахоты.

Обмер полей — современные технологии спутниковой навигации позволяют выполнять построение и корректировку точных карт сельскохозяйственных полей, а также определять физические границы и площадь обработанной части поля по данным GPS измерений с погрешностью не более 0,5%.

Параллельное вождение/слежение — технология точного земледелия на основе спутниковой навигации, которая позволяет минимизировать нахлёсты и пропуски при обработке параллельных (смежных) рядов по прямолинейной или изогнутой траектории. Технология базируется на запоминании системой параллельного вождения базовой линии или предыдущей загонки обработанной орудием на поле с последующим повторением записанной траектории с учётом ширины захвата орудия.

Подруливающее устройство предназначено для автоматического вождения сельскохозяйственной техники по сигналам, поступающим от системы параллельного вождения. Точность вождения — от 5 до 20 см, в зависимости от типа дифпоправки, используемой в GPS-приёмнике. Простота монтажа является дополнительным преимуществом подруливающих устройств.

Помехи сигналам GPS/ГЛОНАСС. Общим недостатком использования любой радионавигационной системы является то, что при определённых условиях сигнал может не доходить до приёмника, или приходить со значительными искажениями или задержками. Например, практически невозможно определить своё точное местонахождение в глубине квартиры внутри железобетонного здания, в подвале или в тоннеле даже профессиональными геодезическими приемниками. Так как рабочая частота GPS лежит в дециметровом диапазоне радиоволн, уровень приёма сигнала от спутников может серьёзно ухудшиться под плотной листвой деревьев или из-за очень большой облачности. Нормальному приёму сигналов GPS могут повредить помехи от многих наземных радиоисточников, а также (в редких случаях) от магнитных бурь.

Пробоотборник почвенный — может быть ручным или автоматизированным. Современные автоматизированные пробоотборники предназначены в основном для установки на автомобили с кузовом (пикапы), прицепы или квадроциклы, имеют возможность брать пробы грунта на горизонтах от 15 до 120 см. При использовании совместно с GPS приёмником и специальным программным обеспечением позволяют создавать карты для дифвнесения удобрений.

Программное обеспечение для точного земледелия — это компьютерные программы для управления растениеводством на каждом квадратном метре поля для получения максимальной прибыли при экономии хозяйственных и природных ресурсов. Для этого необходимы современная сельскохозяйственная техника, управляемая бортовым компьютером, приборы точного позиционирования на местности, технические системы, выявляющие неоднородность поля, системы автоматического учета урожая, системы точного управляемого дозирования вносимых веществ.

Референциальная станция широкозонная — также может называться базовая станция RTK. Данное устройство позволяет получать точность позиционирования 2-3 см. в радиусе 40 км. от собственного местонахождения. Референциальная станция широкозонная размещается стационарно, вычисляет с высокой точностью своё местоположение, а затем по сети GPRS или по радиоканалу передаёт поправки на движущийся объект. Использование базовой станции RTK позволяет устранить влияние помех воздействующих на прохождение GPS/GLONASS сигнала и добиться высокой точности определения координат движущихся объектов.

Статическая точность — также может называться абсолютной точностью. Данное понятие определяет величину отклонения определения координат неподвижного GPS/GLONASS приёмника с течением времени. Без использования DGPS поправок статическая точность односистемных GPS или GLONASS приёмников составляет 6-8 метров, двухсистемные GPS/GLONASS приёмники по состоянию на 2013 год обладают статической точностью 3-6 метров.

Система дифференцированного внесения азотных удобрений в режиме реального времени предназначена для оценки состояния посевов в процессе движения трактора и определения количества азота или иного вещества, необходимого для внесения в данной точке. С использованием системы осуществляется переход от равномерного расхода дорогостоящих удобрений к их дифференцированному внесению, исходя из реальной потребности. Оптические датчики (например, GreenSeeker, Yara или GropCircle) измеряют световой поток, отраженный от растений в инфракрасной и красной зонах спектра, а затем определяют содержание хлорофилла в листьях. На основании этих данных, а также данных о сорте и фенофазе растений определяется и сразу же вносится необходимая, локальная доза азотных удобрений. Технология дифференцированного внесения удобрений помогает обеспечить большую экономию азотных удобрений и фунгицидов при сильном заражении поля, а также повышение эффективности действия внесенных веществ.

Точное земледелие — это современное направление в растениеводстве, которое учитывает разнородность почвы и посевов в пределах одного поля.

Точный высев — технология посева с использованием программно-аппаратных посевных комплексов способных обеспечивать заданные условия посева по расстоянию между семенами, рядами, а также по плотности (количеству) семян на гектар. При использовании технологии Strip-till, посевной комплекс точного высева, также должен обеспечивать точность внесения семян по заранее нарезанным бороздам с удобрениями в пределах 5 см.

Удалённый мониторинг подвижных объектов — это автоматический комплекс, состоящий из бортового контроллера и набора датчиков, устанавливаемых на подвижный объект, а также программного обеспечения, устанавливаемого на компьютер, с которого будет производиться слежение за объектом в режиме реального времени.

Ширина захвата — эффективная ширина обработки площади поля за один проход техники.

Электронная карта полей — основа для работы по технологиям точного земледелия. Это мощный инструмент для эффективного управления и экономического планирования процесса агропроизводства в руках управляющих и владельцев агропредприятий, а также незаменимый помощник для агрономов.

Электронная космокарта полей — электронная карта полей, которая использует отображение всех полевых данных на фоне спутникового снимка поверхности Земли.

Каталог

Консультация

По всем возникающим вопросам Вы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону:

8-800-500-00-58

Звонок абсолютно бесплатный для всех регионов РФ!

Наши цитаты

Видео

Фотографии

Информация


© 2002 – 2016.
Инженерный центр «ГЕОМИР»

141006, Россия, Московская обл.,
г. Мытищи, Олимпийский пр-т, 50
тел.: +7 (495) 788-85-90
факс: +7 (495) 981-89-19
электронная почта: info@geomir.ru
Космические технологии — земле!

Компания «ГЕОМИР» является общепризнанным лидером в области сельскохозяйственных, информационных и космических технологий.

Все права защищены. При использовании любых текстовых, графических и прочих материалов с данного ресурса ссылка на сайт www.geomir.ru обязательна!
Яндекс.Метрика Индекс цитирования
Веб-сайт разработан в 2012 году
дизайн-студией Trio-R Alliance
Закрыть

Закрыть