Навигация для сельхозмашин

Новые технологии появляются с увеличивающейся частотой. В системах вождения теперь применяются инерционные датчики, ультразвуковые локаторы, системы компьютерного видения, спутниковые системы позиционирования и т. д. Все эти высокие «чудеса техники» делаются с одной простой земной целью — обеспечить прохождение трактора с навесным агрегатом по полю так, чтобы каждая последующая полоса ложилась точно по краю предыдущей полосы, без пропусков и перекрытий. Исходя из этого, можно сформулировать основной постулат: хотите двигаться по пути к экономии — езжайте прямо!

В действительности, вы нигде не увидите идеального рисунка обработки поля. Обычно это получается следующим образом.

Какой бы ни был тракторист мастер-виртуоз, неизбежны огрехи. На первый взгляд — ничего страшного; и так сгодится, тут вильнул в сторону, пропустил немного, оставил участок незасеянной земли, но вовремя заметил, быстро выровнялся и, чтобы пропускать поменьше, решил, пусть лучше у меня загонка с загонкой немного перекрываться будет. В результате, там, где перекрываются ряды, будет всыпано вдвое больше семенного материала и удобрений. Возможно, от этого, местами, и урожай получится лучше, а вот где пропущено, там сорняки будут хорошо расти, давить соседние ростки, понижать сортность зерна при уборке. Поэтому пропуски часто приходится пересевать.

К чему приводит это «и так сгодится», можно показать на простейшем примере. Для расчета возьмем идеальное поле площадью 100 га в форме квадрата со стороной 1 км и засеем его пшеницей, используя современную широкозахватную сеялку шириной 18 м. Страхуясь от пропусков, тракторист будет перекрывать предыдущий ряд, гарантированно обеспечивая перерасход посевного материала и удобрений.

Зная нормы высева пшеницы и внесения удобрений, а также их закупочную цену, можно легко посчитать, сколько мы переплачиваем за неточности вождения. Небольшие, на первый взгляд, цифры перерасхода на каждой загонке приводят в маштабах хозяйства к весьма заметным суммам, подтверждающим рекламную фразу: «Системы параллельного вождения окупаются за один-два сезона». Не приводя общие формулы, представим в таблице результаты расчетов при различных величинах перекрытия соседних рядов. Любители арифметики смогут легко выполнить эти расчеты самостоятельно.

 

Результаты расчетов при различных величинах перекрытия соседних рядов

Ширина перекрытия, м Реальная ширина захвата, м Площадь перекрытия
на одном гоне, га
Кол-во гонов Общая площадь перекрытия на поле, га Перерасход
на семена
и удобрения, руб./га
0,2 17,8 0,02 56  1,1  19,7
0,4 17,6 0,04 57  2,3  39,8
0.6 17,4 0,06 57  3,4  60,3
0.8 17,2 0,08 58  4,7  81,4
1.0 17,0 0,1 59  5,9  102,9

Для расчетов приняты следующие данные:

  • норма высева пшеницы — 250 кг/га;
  • цена семенного зерна пшеницы — 5000 руб/т;
  • норма внесения удобрений — 100 кг/га;
  • цена удобрений — 5000 руб/т.
  •  

    В итоге получилась простая зависимость: каждые 20 сантиметров перекрытия соседних рядов — это 20 рублей убытков на каждый гектар обрабатываемой площади только на одной операции — посевной.

    Далее — еще проще. Пусть в вашем хозяйстве 5000 га обрабатываемой земли, и вы сумели при проведении сева сократить ширину перекрытия соседних рядов с 80 см (вполне реальная цифра!) до 20 см (что позволяют сделать практически все системы спутниковой навигации). В результате вы сэкономили 300000 (триста тысяч!) рублей.

    Как же обеспечить требуемую траекторию движения трактора по полю? Существуют различные решения:

    — полностью полагаться на мастерство и зоркий глаз тракториста;
    — отправлять помощника бегать по полю и ставить вешки, на которые тракторист будет ориентироваться;
    — метить ряды с помощью пенных маркеров;
    — использовать для навигации глобальную спутниковую систему определения координат (GPS).

     

    Что дает GPS-навигация?

  • Не требуются работы по предварительной разметке поля.
  • Не требуются дополнительные расходные материалы для маркирования рядов.
  • Максимально используется ширина агрегата, сводятся к минимуму перекрытия соседних рядов.
  • Исключаются пропуски между соседними рядами.
  • Увеличивается коэффициент загрузки техники (возможность работы ночью).
  • Обеспечивается возможность работы в условиях плохой видимости (пыль, туман).
  • Повышается комфортность работы, снижается утомляемость водителя.
  •  

    Фрагменты космических снимков полей,
    обработанных с использованием систем спутниковой навигации

     

    Варианты обработки полей с помощью систем навигации

    Базовый режим — загонки,
    параллельные базовой прямой АВ
    «Адаптивная кривая» — каждая последующая загонка повторяет предыдущую

     

     

    «Идентичная кривая» — все последующие загонки повторяют начальную кривую АВ Предварительная обработка
    разворотных зон по контуру (линия 1-2),
    с последующей обработкой поля загонками, параллельными базовой прямой
    (линия 3-4)

     

    Каталог

    Консультация

    По всем возникающим вопросам Вы можете проконсультироваться с нашими специалистами по телефону:

    8-800-500-00-58

    Звонок абсолютно бесплатный для всех регионов РФ!

    Наши цитаты

    Видео

    Фотографии

    Информация


    © 2002 – 2016.
    Инженерный центр «ГЕОМИР»

    141006, Россия, Московская обл.,
    г. Мытищи, Олимпийский пр-т, 50
    тел.: +7 (495) 788-85-90
    факс: +7 (495) 981-89-19
    электронная почта: info@geomir.ru
    Космические технологии — земле!

    Компания «ГЕОМИР» является общепризнанным лидером в области сельскохозяйственных, информационных и космических технологий.

    Все права защищены. При использовании любых текстовых, графических и прочих материалов с данного ресурса ссылка на сайт www.geomir.ru обязательна!
    Яндекс.Метрика Индекс цитирования
    Веб-сайт разработан в 2012 году
    дизайн-студией Trio-R Alliance
    Закрыть

    Закрыть